Игорь ПОЛОВИНКО: Эффект бабочки

Термин «Эффект бабочки» родился в 1972 году от американского метеоролога Эдварда Лоренца, выступившего с лекцией на тему: «Может ли взмах крыльев бабочки в Бразилии вызвать торнадо в Техасе?». Открытие Лоренца опровергло представление о том, что все процессы в мире подчинены жестким законам, а причины четко соответствуют следствиям. Взмах крыльев бабочки Лоренца символизирует мелкие изменения в первоначальном состоянии системы, ведущих к крупномасштабным и непредсказуемым событиям в другом времени...

Я, психолог Краматорского центра социально-психологической реабилитации детей, я ничего не понимаю в землетрясениях, в торнадо, а тем более в Техасе, но меня очень волнует «сказка», непрочитанная мамой ребенку в детстве, как причина самых неожиданных поведенческих парадоксов в настоящем теперь уже взрослых детей. Эффект бабочки…, а отсюда линия жизни на нашей руке, наша судьба – это хаос, слепая игра случая или кажущееся хаотическое поведение нашей биологической популяции четко детерминировано, то есть подчинено некоторому строгому закону и, в каком-то смысле, является упорядоченным и предначертанным?

Эта статья – не попытка погрязнуть в причинно-следственных мудрствованиях, а желание «прочитать сказку» малышам, школьникам, повзрослевшим детям, не вписывающимся в общий тренд – семейные дети. Это попытка прочитать самому себе, другим… слышащим, сказку, где добро побеждает зло, где «жили они долго и счастливо»…

Я, Вы, Мы – это, прежде всего, переживания, ощущения, эмоции, которые с трудом поддаются формальному описанию. Несмотря на это, об эмоциях пишут и пишут много. Как в художественной, так и в научной литературе, эмоции вызывают интерес у фантастов, философов, физиологов, психологов, однако проблема эмоций остается загадочной и неясной.

Между тем, роль эмоций в управлении нами велика и не случайно практически все авторы отмечают их первостепенную роль, как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого результата.

Я, как и каждый психолог, занимающийся практической деятельностью, в той или иной мере сталкиваюсь с проблемой аномалий. Согласен, объективного понятия нормы, золотой середины, если хотите, – не существует. То, что ещё вчера считалось ненормальным, сегодня подается, как манна небесная, то, что было неприемлемо для одних, очень органично вписывается в жизнь противоположных. Вот так, нормы нет, а разделение есть L и чаще всего «ненормальным» считают человека, поведение которого идет вразрез с ценностями, привычками или установками большинства, так сказать «вышедшего из нормальных рамок». То есть, по обе стороны от большинства, которое ведет себя, как считается, «нормально», существует какой-то n%, соответственно «слишком» или «недостаточно» не общительных, не организованных, беспокойных, отсталых, безэмоциональных… не таких…

Да-да, мы живем в социуме, который очень любит делить: белое – черное, хороший – плохой, бедный – богатый, умный – дурак, левый – правый и наши эмоции, а считай, что нас самих, также традиционно делят на положительные и отрицательные, стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие)… А коль мы начали с определения, что Мы – это особый класс психических процессов и состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний в ответ на воздействие жизненно значимых для нас событий при осуществлении жизнедеятельности, то, разумеется, делим и его: справа – те, у которых они, то есть переживания, есть, слева – нет. Моих детей из центра ставят слева...

В 1945 году австро-американским психоаналитиком Р.Спитсом был введен специальный медицинский термин «госпитализм» для диагностирования детского синдрома, который наблюдался в приютах и домах малютки. Изначально предполагалось, что явлению госпитализма способствует скудность и убогость обстановки, в которой содержатся дети-сироты, малочисленность персонала для полноценного обслуживания маленьких детей и развития в них необходимых социальных навыков.

Сегодня психологи отмечают прямую зависимость между полноценным развитием малыша и родительской любовью. Дети, которых не любят родители, испытывают эмоциональный и познавательный дефицит. Если Вы убеждены, что такая семейная патология единичные случаи, то боюсь Вас разочаровать, она – есть и набирает обороты, а действенных механизмов по укреплению института семьи нет…

Советский биофизик и психолог, академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР Павел Васильевич Симонов утверждал: «для бесконечного многообразия эмоций, необходимыми и достаточными являются два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения». По мнению академика, разность между информацией, необходимой для ее удовлетворения (Ин), и доступной в данный момент информацией (Ид), отражает субъективную вероятность достижения цели. Причем, в том случае, если Ин < Ид, наблюдается возникновение отрицательных эмоций (страх, гнев, тревога, отвращение), а если Ин > Ид – то положительных (радость, интерес). Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность. Если совсем просто: интенсивность эмоции тем больше, чем больше сила потребности и чем больше вероятность ее удовлетворения, а если вероятности удовлетворения потребности нет, то в этом векторе нет и эмоций, вообще нет… никаких…

Справка: Надя, 5 лет: «любовь – это когда тебя не бьют»; Алла, 8 лет: «мечтаю стать поваром, чтобы всегда было кушать»; Света 3 года: любимая и единственная игрушка – нога от куклы; Вова, 12 лет, никогда не был ни на море, ни на реке. Мечта: искупаться в реке и научиться плавать; Тоня, 12 лет, никогда не слушала радиосказку, понятие не знакомо… Это не интернатовские дети, это дети из семей, в которых их, как они говорят, «любили» и «желали им добра»…

«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными», поэтому и функционируют у ребенка с первых дней появления его на свет; «положительные» эмоции формируются значительно позднее для подачи сигналов возвращенного благополучия. Звучать долго приятным сигналам необходимости нет, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро; «отрицательная» эмоция – это сигнал опасности, сигнал тревоги, который должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена.

В нашем Центре мы делаем все, чтобы «читать» сигналы детей: потребности – примитивные, эгоистические, социально неприемлемые, нулевая тревога за судьбу другого человека, нулевое сострадание к попавшим в беду, нулевое возмущение несправедливостью. Вот такой вот неароматный и некрасочный букет из диагнозов и патологий, а медицинского термина наподобие «госпитализм» с вытекающими последствиями для родителей, искалечивших своих детей – нет, есть народные… не литературные… да и те, как слону дробина…

Школьное образование, учебники и подходы также не делят детей на одаренных и – других, но на практике... Психологи не отрицают различия в способностях, но не считают их врожденными. Врожденными могут быть анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности являются результатом развития… бла-бла-бла-бла…

Да, стоп. Наука-теория, конечно хорошо, развитие там, способности всякие… Я уже слышал подобное в вопросе одного психотерапевта на обучающей  vip-программе у одного  ну очень крутого «профи»: «Стратегия понятна, а начинать с чего?»…

В нашем центре мы поставили перед собой задачу естественного эмоционального пробуждения наших воспитанников. Всех, без исключения, без деления на перспективных, на «ну, хотя бы так» и «а для этого, и так хорошо»… Согласен, замахнулись, а как? Как правило, такая работа предполагает более или менее длительное собирание и впитывание в себя многообразных впечатлений в процессе жизнедеятельности, своеобразный жизненный багаж, а тут – мгновенная телепортация из точки А в точку В, в новую реальность и в другом качестве. Нет, эксперименты, фантастика и мистика нам здесь не помощники, нам нужна апробированная, узаконено-одобренная и понятная для чистоплюев от науки методология: «пусть не действенная, зато не вредная», хотя, «мгновенно в новую реальность и в другом качестве»  – согласитесь, заманчиво же! 

К. С. Станиславский говорил, что из всех трех психических сфер человека – ума, воли и чувств – последнее является самым «трудновоспитуемым ребенком». Расширение и развитие ума гораздо легче поддается воле актера, чем развитие и расширение эмоциональной сферы. Чувство, отмечал Станиславский, можно культивировать, подчинять воле, умно использовать, но оно очень туго растет. Альтернатива «есть или нет» более всего относится к чувствам и эмоциям.

Сомневаюсь, что во мне живет не родившийся актер театра, но идеи Константина Сергеича мне нравятся и, кажется, могут быть и даже очень ставиться на наших «подмостках». Если человек гениален, он гениален во всем. Станиславский создал свою систему психологического реализма, направленную на воспроизведение «жизни человеческого духа», Немирович-Данченко разработал учение о «втором плане», когда за высказанным угадывается многое невысказанное, мы много говорим об объединении, взаимопроникновении, синтезе научных дисциплин и их методов в единое целое, мы говорим о стирании граней между ними и мало делаем, мы… снова и опять  бла-бла-бла-бла… Но надо быть слепым или круглым идиотом, чтобы не брать готовые алмазные россыпи и не использовать их, как скоростной лифт, в развитии, там, где только на попытку что-либо изменить могут уйти месяцы и годы…

Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и не поддается прямому управлению. Решающая роль в запуске эмоциональных реакций принадлежит коре больших полушарий мозга, которые впоследствии выражаются в разнообразных двигательных актах – жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменениях голоса и речи. «Прямого пути к чувствам нет», – говорят психологи, именно исходя из этого положения, К. С. Станиславский учил, что «чувству приказать нельзя, а надо его добиваться другими путями... Должна появиться такая психологическая ситуация, которая дает возможность возникнуть эмоциональному отношению человека к определенному кругу явлений, и это образующееся эмоциональное отношение будет им пережито». Существеннейшим элементом системы Станиславского является «метод физического действия».

Сущность этого метода в том, что, выполняя действия персонажа пьесы подлинно и целенаправленно, исполнитель обеспечивает необходимые условия для возникновения эмоций. Да, до сцены МХАТа, пьес, этюдов, спектаклей, нам, пока ещё рановато, а вот художественное чтение мы с большим удовольствием и энтузиазмом положили в основу своей работы.

Русский языковед Фёдор Иванович Буслаев говорил: «Величайшая ошибка заставлять учеников читать ораторски то, что они не совсем понимают, это влечет к манерности и портит чувство обманом». «Читай с чувством», – говорит учитель ученику и не понимает, что ставит перед учеником невыполнимую задачу и толкает его на ложный путь наигрыша и притворства, но как этого избежать, как обучить выразительному чтению всех детей, даже самых «неодаренных», как искренне с поэтом разделить высокое ощущение, наполнявшее его душу? Чтение, чтобы быть выразительным, а если совсем точно, то правдивым, должно передавать чувство, эмоции, которых ещё нет в жизненном багаже наших детей, и зачастую мы даже не осознаем, какая здесь кроется глубина и полагаем будто оно может быть усвоено ребенком походя, на бегу, в бытовом общении… Увы, даже с книгой один на один, недостаточно…

С детьми в Центре мы вместе прошли свой путь проб и ошибок: мы как в школе учили их паузам, логическим ударениям, подражанию чужой эмоциональной выразительности...,  но вместо глубокого проникновения в текст, стремления сопереживать автору, наши дети воспроизводили чувство «вообще», демонстрировали усталость, сопротивление и типичный для всех штамп: «не могу, у меня не получается»... Французский скульптор Огюст Роден считал, что, прежде чем копия того, что видит художник, пройдет через его руку, она должна пройти через его сердце, а у нас, как раз «сердца» и не было. Даже в случае удачных, живых и убедительных попыток декламирования, у нас никогда не получалась объемная картинка, целостный образ… «Не верю!» 

Настоящий «художник» не только располагает техникой, необходимой для того, чтобы изобразить то, что он видит, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчивый человек. Мы старались увидеть сами и показать другим то, что «видит» видит наш ребенок, и с такой пластичностью, чтобы это смогли увидеть другие. «Метод физического действия» Станиславского с нашей точки зрения совершенно правильный, реально-обозримый эволюционный путь от видения, слушания и понимания к эмоциям и чувствам. 

Психология различает ряд сенсорных систем, обеспечивающих восприятие информации – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и др. Эти системы были известны очень давно, но современный психологический подход к ним отличается тем, что у каждого человека выделяют предпочитаемую лично ним систему получения и обработки информации. У разных людей каналы восприятия, «модальности» или «репрезентативные системы» развиты непропорционально, то есть, может преобладать тот или иной канал восприятия информации. 

В художественном чтении также правомерно использование метода физического действия. Мы записали воспроизведение чтеца, обработали, благо сегодня технические возможности позволяют, поиграли с тембром, для контраста наложили на него музыкальное сопровождение, заодно прикрыв шероховатости и неровности, собрали как мозаику тщательно подобранный видеосюжет смыслового содержания, заменяющий собой динамику действий нашего «актера». Логический канал является дополнительным и не всегда рассматривается в литературе, посвященной каналам сенсорного восприятия информации. Его особенностью является то, что он не опирается на первичное восприятие, а использует информацию, полученную по другим каналам. Логический канал является вторичным по отношению к первичным (визуальному и аудиальному сенсорным каналам), однако, полученная по этим каналам информация может быть так переработана и усвоена через абстрактные знания, что её уже нельзя связать ни с одним из каналов первоначального восприятия. Чаще всего получение такой информации происходит через слово.

По И.П. Павлову это – вторая сигнальная система восприятия «сигналов». Логический канал стремятся использовать для общения ученые, стремятся активизировать его у учащихся в школе, по крайней мере, должны… В любом случае, в процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности по ведущему каналу восприятия информации в наш мозг поступают кинестетические раздражения, достаточные для пробуждения психологических процессов поиска и открытий нового, а мы смоделировали такую психологическую ситуацию, представляющую возможность возникнуть и прожить ранее не присущим эмоциям и чувствам, как своим… Согласитесь, в «индийском» кино мы же плачем, а где Индия, а где мы! 

Дети должны вынести собственный урок и от собственной рефлексии (сознательной, бессознательной), а не из нравоучительных рассуждений взрослых по поводу происшедшего и выспрашиваний по вопросам. Излишнее разжевывание по поводу и без повода, раскапывание скелетов, мотивация, побуждение и прочий всезнающий психотерапевтический флуд от горе-целителей способных всячески «любить» и «поддерживать», но только за деньги, приносит больший, а часто и  непоправимый вред.

 «Анализ», Feedback, как правило, ведут к информационному передозу, зависанию; работа мгновенно утрачивает в глазах детей свою ценность, интерес пропадает и не возвращается уже никогда. Короче, нужно целиком довериться пробуждающим возможностям художественного образа, а «утро вечера мудренее»…

… Сороконожка чинно встала, 
В уме все ноги сосчитала, 
Потом хотела, как бывало, 
Шагнуть вперёд... и вдруг упала!.. 
Привстав, она шагнула снова - 
И вновь упала бестолково! 
И всё она, как ни старалась, 
На ровном месте спотыкалась...

Как бы там ни было, найти время осмыслить и попытаться вкратце описать, что было сделано, оказалось сложнее, чем все это придумать. Мы точно здесь не ставим точку, а любимые мной многоточия… В конечном счете, «слова» с экрана приобрели совсем другое качество, глубину, вибрацию, стали значить больше того, что они значат в обычной речи, оставаясь внешне теми же словами. Предмет и объект поочередно менялись местами, дети узнавали и не узнавали себя, видели, слышали… А эмоции? Эмоции проснулись… или родились, какая собственно теперь разница, главное – они были… настоящие…Кстати, и у тех, кто в этом «безобразии» не участвовал… эффект бабочки…

Верю, все, что мы делаем для детей, впоследствии станет делом всей их жизни. То есть, их жизнь – уже не будет прежней и в ней появится радуга. Верю, что обязательно наступит момент, когда потребительская потребность «брать» естественно вырастет во взрослую родительскую «давать», или в социальную – быть нужным другим.  Верю…, а в сказку, тем более… 

Раздел «Блоги» на сайте 6264 служит площадкой для размещения различных мнений о событиях в городе и регионе. Публикация авторских материалов в разделе не означает, что высказанная точка зрения или взгляд на происходящие события совпадает с мнением редакции. Преследуемая редакцией сайта цель – дать возможность высказаться различным сторонам, для того чтобы горожане могли разобраться в происходящих процессах.

Приглашаем краматорчан к диалогу. Если вы готовы открыто высказать свое мнение, не скрываясь за вымышленными именами, то присылайте свои материалы на адрес: news@6264.com.ua

Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Изложение
0/12
Актуальность
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов