Игорь ПОЛОВИНКО: Эффект бабочки

Термин «Эффект бабочки» родился в 1972 году от американского метеоролога Эдварда Лоренца, выступившего с лекцией на тему: «Может ли взмах крыльев бабочки в Бразилии вызвать торнадо в Техасе?». Открытие Лоренца опровергло представление о том, что все процессы в мире подчинены жестким законам, а причины четко соответствуют следствиям. Взмах крыльев бабочки Лоренца символизирует мелкие изменения в первоначальном состоянии системы, ведущих к крупномасштабным и непредсказуемым событиям в другом времени...

Я, психолог Краматорского центра социально-психологической реабилитации детей, я ничего не понимаю в землетрясениях, в торнадо, а тем более в Техасе, но меня очень волнует «сказка», непрочитанная мамой ребенку в детстве, как причина самых неожиданных поведенческих парадоксов в настоящем теперь уже взрослых детей. Эффект бабочки…, а отсюда линия жизни на нашей руке, наша судьба – это хаос, слепая игра случая или кажущееся хаотическое поведение нашей биологической популяции четко детерминировано, то есть подчинено некоторому строгому закону и, в каком-то смысле, является упорядоченным и предначертанным?

Эта статья – не попытка погрязнуть в причинно-следственных мудрствованиях, а желание «прочитать сказку» малышам, школьникам, повзрослевшим детям, не вписывающимся в общий тренд – семейные дети. Это попытка прочитать самому себе, другим… слышащим, сказку, где добро побеждает зло, где «жили они долго и счастливо»…

Я, Вы, Мы – это, прежде всего, переживания, ощущения, эмоции, которые с трудом поддаются формальному описанию. Несмотря на это, об эмоциях пишут и пишут много. Как в художественной, так и в научной литературе, эмоции вызывают интерес у фантастов, философов, физиологов, психологов, однако проблема эмоций остается загадочной и неясной.

Между тем, роль эмоций в управлении нами велика и не случайно практически все авторы отмечают их первостепенную роль, как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого результата.

Я, как и каждый психолог, занимающийся практической деятельностью, в той или иной мере сталкиваюсь с проблемой аномалий. Согласен, объективного понятия нормы, золотой середины, если хотите, – не существует. То, что ещё вчера считалось ненормальным, сегодня подается, как манна небесная, то, что было неприемлемо для одних, очень органично вписывается в жизнь противоположных. Вот так, нормы нет, а разделение есть L и чаще всего «ненормальным» считают человека, поведение которого идет вразрез с ценностями, привычками или установками большинства, так сказать «вышедшего из нормальных рамок». То есть, по обе стороны от большинства, которое ведет себя, как считается, «нормально», существует какой-то n%, соответственно «слишком» или «недостаточно» не общительных, не организованных, беспокойных, отсталых, безэмоциональных… не таких…

Да-да, мы живем в социуме, который очень любит делить: белое – черное, хороший – плохой, бедный – богатый, умный – дурак, левый – правый и наши эмоции, а считай, что нас самих, также традиционно делят на положительные и отрицательные, стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие)… А коль мы начали с определения, что Мы – это особый класс психических процессов и состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний в ответ на воздействие жизненно значимых для нас событий при осуществлении жизнедеятельности, то, разумеется, делим и его: справа – те, у которых они, то есть переживания, есть, слева – нет. Моих детей из центра ставят слева...

В 1945 году австро-американским психоаналитиком Р.Спитсом был введен специальный медицинский термин «госпитализм» для диагностирования детского синдрома, который наблюдался в приютах и домах малютки. Изначально предполагалось, что явлению госпитализма способствует скудность и убогость обстановки, в которой содержатся дети-сироты, малочисленность персонала для полноценного обслуживания маленьких детей и развития в них необходимых социальных навыков.

Сегодня психологи отмечают прямую зависимость между полноценным развитием малыша и родительской любовью. Дети, которых не любят родители, испытывают эмоциональный и познавательный дефицит. Если Вы убеждены, что такая семейная патология единичные случаи, то боюсь Вас разочаровать, она – есть и набирает обороты, а действенных механизмов по укреплению института семьи нет…

Советский биофизик и психолог, академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР Павел Васильевич Симонов утверждал: «для бесконечного многообразия эмоций, необходимыми и достаточными являются два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения». По мнению академика, разность между информацией, необходимой для ее удовлетворения (Ин), и доступной в данный момент информацией (Ид), отражает субъективную вероятность достижения цели. Причем, в том случае, если Ин < Ид, наблюдается возникновение отрицательных эмоций (страх, гнев, тревога, отвращение), а если Ин > Ид – то положительных (радость, интерес). Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность. Если совсем просто: интенсивность эмоции тем больше, чем больше сила потребности и чем больше вероятность ее удовлетворения, а если вероятности удовлетворения потребности нет, то в этом векторе нет и эмоций, вообще нет… никаких…

Справка: Надя, 5 лет: «любовь – это когда тебя не бьют»; Алла, 8 лет: «мечтаю стать поваром, чтобы всегда было кушать»; Света 3 года: любимая и единственная игрушка – нога от куклы; Вова, 12 лет, никогда не был ни на море, ни на реке. Мечта: искупаться в реке и научиться плавать; Тоня, 12 лет, никогда не слушала радиосказку, понятие не знакомо… Это не интернатовские дети, это дети из семей, в которых их, как они говорят, «любили» и «желали им добра»…

«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными», поэтому и функционируют у ребенка с первых дней появления его на свет; «положительные» эмоции формируются значительно позднее для подачи сигналов возвращенного благополучия. Звучать долго приятным сигналам необходимости нет, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро; «отрицательная» эмоция – это сигнал опасности, сигнал тревоги, который должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена.

В нашем Центре мы делаем все, чтобы «читать» сигналы детей: потребности – примитивные, эгоистические, социально неприемлемые, нулевая тревога за судьбу другого человека, нулевое сострадание к попавшим в беду, нулевое возмущение несправедливостью. Вот такой вот неароматный и некрасочный букет из диагнозов и патологий, а медицинского термина наподобие «госпитализм» с вытекающими последствиями для родителей, искалечивших своих детей – нет, есть народные… не литературные… да и те, как слону дробина…

Школьное образование, учебники и подходы также не делят детей на одаренных и – других, но на практике... Психологи не отрицают различия в способностях, но не считают их врожденными. Врожденными могут быть анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности являются результатом развития… бла-бла-бла-бла…

Да, стоп. Наука-теория, конечно хорошо, развитие там, способности всякие… Я уже слышал подобное в вопросе одного психотерапевта на обучающей  vip-программе у одного  ну очень крутого «профи»: «Стратегия понятна, а начинать с чего?»…

В нашем центре мы поставили перед собой задачу естественного эмоционального пробуждения наших воспитанников. Всех, без исключения, без деления на перспективных, на «ну, хотя бы так» и «а для этого, и так хорошо»… Согласен, замахнулись, а как? Как правило, такая работа предполагает более или менее длительное собирание и впитывание в себя многообразных впечатлений в процессе жизнедеятельности, своеобразный жизненный багаж, а тут – мгновенная телепортация из точки А в точку В, в новую реальность и в другом качестве. Нет, эксперименты, фантастика и мистика нам здесь не помощники, нам нужна апробированная, узаконено-одобренная и понятная для чистоплюев от науки методология: «пусть не действенная, зато не вредная», хотя, «мгновенно в новую реальность и в другом качестве»  – согласитесь, заманчиво же! 

К. С. Станиславский говорил, что из всех трех психических сфер человека – ума, воли и чувств – последнее является самым «трудновоспитуемым ребенком». Расширение и развитие ума гораздо легче поддается воле актера, чем развитие и расширение эмоциональной сферы. Чувство, отмечал Станиславский, можно культивировать, подчинять воле, умно использовать, но оно очень туго растет. Альтернатива «есть или нет» более всего относится к чувствам и эмоциям.

Сомневаюсь, что во мне живет не родившийся актер театра, но идеи Константина Сергеича мне нравятся и, кажется, могут быть и даже очень ставиться на наших «подмостках». Если человек гениален, он гениален во всем. Станиславский создал свою систему психологического реализма, направленную на воспроизведение «жизни человеческого духа», Немирович-Данченко разработал учение о «втором плане», когда за высказанным угадывается многое невысказанное, мы много говорим об объединении, взаимопроникновении, синтезе научных дисциплин и их методов в единое целое, мы говорим о стирании граней между ними и мало делаем, мы… снова и опять  бла-бла-бла-бла… Но надо быть слепым или круглым идиотом, чтобы не брать готовые алмазные россыпи и не использовать их, как скоростной лифт, в развитии, там, где только на попытку что-либо изменить могут уйти месяцы и годы…

Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и не поддается прямому управлению. Решающая роль в запуске эмоциональных реакций принадлежит коре больших полушарий мозга, которые впоследствии выражаются в разнообразных двигательных актах – жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменениях голоса и речи. «Прямого пути к чувствам нет», – говорят психологи, именно исходя из этого положения, К. С. Станиславский учил, что «чувству приказать нельзя, а надо его добиваться другими путями... Должна появиться такая психологическая ситуация, которая дает возможность возникнуть эмоциональному отношению человека к определенному кругу явлений, и это образующееся эмоциональное отношение будет им пережито». Существеннейшим элементом системы Станиславского является «метод физического действия».

Сущность этого метода в том, что, выполняя действия персонажа пьесы подлинно и целенаправленно, исполнитель обеспечивает необходимые условия для возникновения эмоций. Да, до сцены МХАТа, пьес, этюдов, спектаклей, нам, пока ещё рановато, а вот художественное чтение мы с большим удовольствием и энтузиазмом положили в основу своей работы.

Русский языковед Фёдор Иванович Буслаев говорил: «Величайшая ошибка заставлять учеников читать ораторски то, что они не совсем понимают, это влечет к манерности и портит чувство обманом». «Читай с чувством», – говорит учитель ученику и не понимает, что ставит перед учеником невыполнимую задачу и толкает его на ложный путь наигрыша и притворства, но как этого избежать, как обучить выразительному чтению всех детей, даже самых «неодаренных», как искренне с поэтом разделить высокое ощущение, наполнявшее его душу? Чтение, чтобы быть выразительным, а если совсем точно, то правдивым, должно передавать чувство, эмоции, которых ещё нет в жизненном багаже наших детей, и зачастую мы даже не осознаем, какая здесь кроется глубина и полагаем будто оно может быть усвоено ребенком походя, на бегу, в бытовом общении… Увы, даже с книгой один на один, недостаточно…

С детьми в Центре мы вместе прошли свой путь проб и ошибок: мы как в школе учили их паузам, логическим ударениям, подражанию чужой эмоциональной выразительности...,  но вместо глубокого проникновения в текст, стремления сопереживать автору, наши дети воспроизводили чувство «вообще», демонстрировали усталость, сопротивление и типичный для всех штамп: «не могу, у меня не получается»... Французский скульптор Огюст Роден считал, что, прежде чем копия того, что видит художник, пройдет через его руку, она должна пройти через его сердце, а у нас, как раз «сердца» и не было. Даже в случае удачных, живых и убедительных попыток декламирования, у нас никогда не получалась объемная картинка, целостный образ… «Не верю!» 

Настоящий «художник» не только располагает техникой, необходимой для того, чтобы изобразить то, что он видит, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчивый человек. Мы старались увидеть сами и показать другим то, что «видит» видит наш ребенок, и с такой пластичностью, чтобы это смогли увидеть другие. «Метод физического действия» Станиславского с нашей точки зрения совершенно правильный, реально-обозримый эволюционный путь от видения, слушания и понимания к эмоциям и чувствам. 

Психология различает ряд сенсорных систем, обеспечивающих восприятие информации – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и др. Эти системы были известны очень давно, но современный психологический подход к ним отличается тем, что у каждого человека выделяют предпочитаемую лично ним систему получения и обработки информации. У разных людей каналы восприятия, «модальности» или «репрезентативные системы» развиты непропорционально, то есть, может преобладать тот или иной канал восприятия информации. 

В художественном чтении также правомерно использование метода физического действия. Мы записали воспроизведение чтеца, обработали, благо сегодня технические возможности позволяют, поиграли с тембром, для контраста наложили на него музыкальное сопровождение, заодно прикрыв шероховатости и неровности, собрали как мозаику тщательно подобранный видеосюжет смыслового содержания, заменяющий собой динамику действий нашего «актера». Логический канал является дополнительным и не всегда рассматривается в литературе, посвященной каналам сенсорного восприятия информации. Его особенностью является то, что он не опирается на первичное восприятие, а использует информацию, полученную по другим каналам. Логический канал является вторичным по отношению к первичным (визуальному и аудиальному сенсорным каналам), однако, полученная по этим каналам информация может быть так переработана и усвоена через абстрактные знания, что её уже нельзя связать ни с одним из каналов первоначального восприятия. Чаще всего получение такой информации происходит через слово.

По И.П. Павлову это – вторая сигнальная система восприятия «сигналов». Логический канал стремятся использовать для общения ученые, стремятся активизировать его у учащихся в школе, по крайней мере, должны… В любом случае, в процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности по ведущему каналу восприятия информации в наш мозг поступают кинестетические раздражения, достаточные для пробуждения психологических процессов поиска и открытий нового, а мы смоделировали такую психологическую ситуацию, представляющую возможность возникнуть и прожить ранее не присущим эмоциям и чувствам, как своим… Согласитесь, в «индийском» кино мы же плачем, а где Индия, а где мы! 

Дети должны вынести собственный урок и от собственной рефлексии (сознательной, бессознательной), а не из нравоучительных рассуждений взрослых по поводу происшедшего и выспрашиваний по вопросам. Излишнее разжевывание по поводу и без повода, раскапывание скелетов, мотивация, побуждение и прочий всезнающий психотерапевтический флуд от горе-целителей способных всячески «любить» и «поддерживать», но только за деньги, приносит больший, а часто и  непоправимый вред.

 «Анализ», Feedback, как правило, ведут к информационному передозу, зависанию; работа мгновенно утрачивает в глазах детей свою ценность, интерес пропадает и не возвращается уже никогда. Короче, нужно целиком довериться пробуждающим возможностям художественного образа, а «утро вечера мудренее»…

… Сороконожка чинно встала, 
В уме все ноги сосчитала, 
Потом хотела, как бывало, 
Шагнуть вперёд... и вдруг упала!.. 
Привстав, она шагнула снова - 
И вновь упала бестолково! 
И всё она, как ни старалась, 
На ровном месте спотыкалась...

Как бы там ни было, найти время осмыслить и попытаться вкратце описать, что было сделано, оказалось сложнее, чем все это придумать. Мы точно здесь не ставим точку, а любимые мной многоточия… В конечном счете, «слова» с экрана приобрели совсем другое качество, глубину, вибрацию, стали значить больше того, что они значат в обычной речи, оставаясь внешне теми же словами. Предмет и объект поочередно менялись местами, дети узнавали и не узнавали себя, видели, слышали… А эмоции? Эмоции проснулись… или родились, какая собственно теперь разница, главное – они были… настоящие…Кстати, и у тех, кто в этом «безобразии» не участвовал… эффект бабочки…

Верю, все, что мы делаем для детей, впоследствии станет делом всей их жизни. То есть, их жизнь – уже не будет прежней и в ней появится радуга. Верю, что обязательно наступит момент, когда потребительская потребность «брать» естественно вырастет во взрослую родительскую «давать», или в социальную – быть нужным другим.  Верю…, а в сказку, тем более… 

Раздел «Блоги» на сайте 6264 служит площадкой для размещения различных мнений о событиях в городе и регионе. Публикация авторских материалов в разделе не означает, что высказанная точка зрения или взгляд на происходящие события совпадает с мнением редакции. Преследуемая редакцией сайта цель – дать возможность высказаться различным сторонам, для того чтобы горожане могли разобраться в происходящих процессах.

Приглашаем краматорчан к диалогу. Если вы готовы открыто высказать свое мнение, не скрываясь за вымышленными именами, то присылайте свои материалы на адрес: news@6264.com.ua

Игорь Половинко, психолог
краматорск центр реабилитации дети половинко блог психолог
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
342 просмотра в августе
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Министерство образования и науки Украины разработало проект положения об организации обучения для детей, временно находящихся на лечении в медицинских учреждениях. Об этом сообщает пресс-служба ведомства, передает Сегодня. "Силы правительства и гражданского общества объединились для того, чтобы создать условия для обучения всех украинских детей, которые временно находятся на лечении в медучреждениях – создан проект положения, который будет регулировать это...
Общество
У суботу, 18 серпня, на більшій території Україні пройдуть дощі, проте температура повітря буде комфортною – +23+27 градусів. Про це на своїй сторінці у Facebook повідомила український синоптик Наталія Діденко, передає Телеканал новин «24». У західних областях пройдуть короткочасні дощі та грози. Хто у Карпати – наберіть одноразових дощовиків, і легкі, і знадобляться, – попереджає синоптик. На Півночі України також варто чекати налокальні дощі та грози, те...
Криминал
Двоє товаришів 13 та 15 років на спір розбили пам’ятники на районному кладовищі та зірвали з них таблички. Розшуковцям знадобилася лише доба, аби встановити родичів усіх померлих, чиї могили були напівзруйновані, а також доправити до територіального підрозділу поліції причетних до цього осіб. 15 серпня до Великоновосілківського відділення поліції звернувся мешканець села Нескучного 1965 року народження, який розповів, що невідомі пошкодили пам’ятник його б...
Общество
Министерство инфраструктуры с января 2019 планирует запретить перевозку пассажиров автобусами , которые не оборудованы ремнями безопасности, сообщает издание Фокус. Об этом сообщил министр инфраструктуры Владимир Омелян на брифинге "Кибербезопасность и проекты цифровых преобразований в морской отрасли" 17 августа в Киеве, передает Громадське. Также будет запрещена перевозка более 9 пассажиров в транспорте, не оборудованном таксометром.
Общество
Накануне Дня Независимости Украины Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины запустило всеукраинскую кампанию «Должность: простой Украинец», передают Новости Донбасса. «Ее цель – дать возможность всем гражданам, особенно тем, кто находится на оккупированных территориях, поздравить друг друга с самым важным праздником страны через сайт- конструктор, услышать своих друзей, соседей, близких. Поэтому кажды...
Общество
В следующий понедельник, 20 августа, некоторые участки города Краматорска останутся без электроснабжения. Об этом сообщает пресс-служба Краматорского городского совета. С 12:00 до 13:00, работники РЭС будут осматривать камеру силового трансформатора № 1 и в связи с этим без света останутся: пер. Интерната 3-5,7-9; ул. Катеринича 23, 25, 27,29; учебный и спальный корпуса интерната №3; пер. Научный 4,6,8,10; ул. Дружбы (Ленина) 30-32. В этот же день, с 9:00...
Твори добро!
Пространство поддержки объявляет о начале сбора помощи для детей из кризисных семей в рамках ежегодной Всеукраинской акции «Школьный портфельчик». Мы стремимся, чтобы каждый ребенок имел возможность 1 сентября начать обучение и пойти в школу имея все необходимое. Только вместе с Вашей поддержкой мы сможем осуществить детские мечты о «первом звонке» в Краматорске, Славянске и «буферной зоне». Канцелярию можно приносить по адресу центра: г. Краматорск, ул. Ю...
Политические новости
Один из лидеров украинской оппозиции Александр Вилкул заявил, что Оппозиционный блок может победить на выборах и президента, и Верховной Рады в 2019 году. «Желательно, чтобы был один кандидат, который представляет людей, которые думают, как мы. Для меня это должен быть авторитетный человек, который не пойдет на договорняки с властью, не предаст. Есть ли у такого человека шанс победить, гипотетически? Уверен, что есть», - сказал Вилкул в интервью Елене Бонд...
Общество
Сегодня, 17 августа, в Краматорском городском РАГСе с участием заместителя министра юстиции Украины Елены Сукмановой, заместителя руководителя Донецкой ОГА Игоря Стокоза и управляющего делами исполнительного комитета городского совета Андрея Давискибы прошла презентация нового офиса «OPENSPACE». Об этом сообщает пресс-служба Краматорского городского совета. Как рассказали сотрудники отдела, смысл работы таких офисов заключается в принципе предоставления ус...