13:13, 30 вересня 2016 р.
Децентрализация: утопия или прогресс?
В последнее время в СМИ все чаще встречается дивное слово «децентрализация». В то время, пока одни эксперты не устают ругать данный процесс, а другие не перестают им восхищаться, обычные люди даже представить себе не могут, что же это такое и с чем его едят.
Что ж, мы специально вышли на улицы нашего города Краматорска и поинтересовались у обычных прохожих, что же такое «децентрализация» и реализуется ли она в нашем Донецком регионе?
Руслан, 24 года:
- Я так понимаю, это чтобы у местных органов власти было больше полномочий, то есть, чтобы у них были свои микробюджеты, чтобы они сами распоряжались своими деньгами на собственное усмотрение. Сама задумка реформы хорошая, но люди то те же на местах остались, поэтому мне кажется, что лучше жить мы не станем.
Сергей, 42 года:
- Отношусь к децентрализации положительно, потому как власть на местах и центр меньше влияет. Реформа должна реализовываться, но как оно будет? У власти остались практически те же люди, поэтому я не знаю.
Александр, 35 лет:
- В Харькове этот процесс уже запустили и он положительный. Я сам живу в Харькове и я это вижу. На местах уже решают, что нужно местному совету. Допустим, если раньше Киев принимал решение сколько выделить денег на бюджет Харькова, то сейчас решает сам городской совет. Наглядно, за это время, что приняли децентрализацию, очень много сделали. То есть, кладется асфальт, не так как раньше он годами клался, а сейчас за неделю кладется проспект. Делается ремонт крыш, водопроводов, скважины новые делают. Однозначно, для городов это очень большой плюс. Минус для тех населенных пунктов, которые не могут себя окупить. Как для Донецкого региона это будет я не знаю.
Максим, 20 лет:
- Вообще не лезу в политику, не имею никаких соображений по этому поводу. Единственное, чего хотелось бы, это, чтобы поскорей закончилась война, чтобы не гибли люди и не страдало мирное население. Я слышал, что есть такое понятие "децентрализация", но своего мнения по этому поводу я не имею.
Опросив еще немало людей на улице, можем сказать, что большая часть граждан не совсем понимают, что такое «децентрализация» и не верят в реализацию этой реформы.
Давайте разбираться в данном вопросе, анализируя реформу со всех сторон.
В первую очередь, децентрализация – это процесс передачи полномочий и бюджета местным общинам. Это значит, что теперь не нужно ждать пока центральная власть начнет что-то делать для вас, теперь благополучие местной общины зависит только от нее. Другими словами, когда в вашем доме начала протекать крыша – нужно брать материал, людей и начинать ее перекрывать, а не писать письма властям с просьбами поскорее разобраться с вашими проблемами.
К огромному сожалению, в менталитете наших людей плотно засела мысль о том, что власти обязаны все делать за нас. А нам остается только смотреть в окно и недовольно качать головой, когда руководство не справляется с объемом навалившейся работы. Теперь ситуация колоссально изменится.
Местные общины получают огромное количество полномочий. Конечно же, такое устройство подразумевает увеличение ответственности, однако возможности, которые обретает община, полностью компенсируют все недостатки.
Итак, децентрализация создаст в Украине трехуровневую систему административно-территориального устройства. Сейчас планируется создать 1500-1800 общин, которые будут объединены в 120-150 районов, а те в свою очередь создадут 27 регионов. Полномочия планируется распределить таким образом, чтобы наиболее важные принадлежали тем, кто приближен к людям. Основные полномочия местных госадминистраций будут переданы органам местного самоуправления. Исполнительной власти останется только право контроля.
1 (1)
Возможность самостоятельно решать свои неотложные проблемы будет обеспечена за счет полного обновления бюджетной системы. Общины получат собственные бюджеты и полное право ими распоряжаться путем объединения усилий и финансов. Теперь не нужно отправлять деньги «наверх» и ждать, когда же средства снова вернутся после соответствующего распределения. Теперь все полученные средства будут оставаться внутри общины, что обеспечит ей власть и возможность самостоятельно справляться с проблемами и реализовывать задуманные проекты.
Источником власти станет народ, который должен полностью осознавать, что от их голосования зависит, как будет работать местная власть. Другими словами, от самих жителей будет зависеть качество их жизни.
Дополнительная ответственность заставит местных жителей и представителей власти работать эффективнее. Время, когда можно спокойно отсиживаться в кресле чиновника, закончится. Децентрализация сама по себе подразумевает работу инициативных людей, которые будут трудиться на благо своей общины.
Безымянный
Но, действительно ли, так все так гладко? Разве децентрализация не имеет минусов? Давайте разбираться.
Если забраться вглубь и досконально проанализировать реформу, можно выделить следующие негативные моменты:
- На плечи территориальных громад ляжет финансирование детсадов, школ, медучреждений. Это приведет к сокращению их количества.
- После того, как города присоединят пригородные села, то, вероятно, придется принимать новые Генеральные планы. Законодательно этот вопрос не урегулировано.
- Государство планирует и дальше контролировать формирование местных бюджетов. Менее состоятельным громадам хотят давать субвенции, но громады побогаче вряд ли согласятся с такой формулой.
Если разобраться, децентрализация направлена не только на сокращение аппарата местного самоуправления, но и, по сути, на сокращение ряда социальных объектов на селе. Это не только сельские советы, но и немалое количество библиотек, школ, детских садов, амбулаторий. Нужно учитывать, что главным элементом реформы является создание объединенных громад.
В чем, собственно, еще проявляется негативный аспект: если взять две объединенные громады, которые будут насчитывать, например 50 тыс. членов одна и 10 тыс. членов другая. С первой громадой будут считаться на всех уровнях власти, от районного – до государственного. Средства из гос. бюджета для такой громады будут существенные. Территориальная громада будет хорошо функционировать, так как в полном объеме сохранится вся бюджетная инфраструктура: школы больницы, детские сады и т.д. В случае со второй громадой – средства из гос. бюджета будут мизерными, и, собственно, функционирование такой громады будет нулевым.
Что ж, есть над чем подумать и что дорабатывать. Как видим на деле все гораздо сложнее, чем прописано на документальном уровне.
Создавая территориальную громаду, прежде всего нужно осознавать все риски и видеть все преимущества данного решения.
Для того чтобы понять, насколько Донецкая область готова к процессу децентрализации, Павел Жебривский совершил множество рабочих поездок по городам и районам. Как оказалось, большинство райгосадминистраций не готовы к финансовой самостоятельности: «Я год работал над тем, что добиться финансового ресурса для построения нового Донбасса. Теперь, когда эти средства есть, вы говорите об отсутствии проектно-сметной документации и экспертных выводов для проектов, которые сами подавали. Почему не занимались интересами района?», - данный вопрос Жебривский не устает задавать руководству РГА.
«Сейчас громады должны понимать, что на них лежит ответственность не только за сегодняшний день, но и за будущее Украины. Поэтому при объединении и планировании работы очень важно смотреть далеко вперед. Финансовая ответственность лежит на самих громадах. С момента объединения заканчивается государственное финансирование. Здесь уже нельзя будет винить кого-то в своих неудачах, поэтому придется признавать собственные ошибки. Сильная громада - финансово самостоятельная громада. Поэтому решения необходимо принимать исходя из интересов общественности, а не сельского головы. Здесь уже не будет объединения на основе родственных или дружеских связей. Главная цель - создать самостоятельное общество. Создание громад должно изменить самоорганизацию общества. Украина должна выйти на Европейский уровень понимания жизни. Люди перестанут критиковать окружающих и ждать, когда же кто-то что-то сделает за них, а сами начнут работать», - прокомментировал процесс децентрализации в Донецком регионе заместитель главы ОГА Игорь Стокоз.
На данный момент в Донецкой области сформировано 3 территориальные общины из 38 запланированных. Основная проблема заключается в том, что представители местной власти слишком привыкли отсиживаться на своих местах и работать только по принципу «кумовства». Реформа подразумевает абсолютно новый подход к организации общества и власти, который качественно изменит уровень жизни и принцип работы. Но на деле к такому переходу еще не готовы.
По мнению жителей Краматорска, внедрять реформу можно только в том случае, если полностью изменить кадровый состав руководства. Только новая власть способна изменить образ жизни области и города. Со старыми кадрами добиться успеха не получится. Реформа децентрализации требует решительных действий, которые изменят жизнь нашей страны.
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
10:31
Вчора
09:54
12 грудня
live comments feed...