Станция Краматорская - положила начало города

В государственном архиве Донецкой области хранятся документы со второй половины ХVШ столетия по истории городов и населенных пунктов, их административно-территориальным изменениям, строительстве и деятельности промышленных предприятий нашего родного края.

Еще столетие назад это были земли трех административных единиц Российской Империи – Екатеринославской и Харьковской губерний и Области войска Донского.

Из небольшой железнодорожной станции Краматорск превратился в один из крупных промышленных городов Донбасса.

О станции Краматорская можно прочитать в справочнике под названием «Иллюстрированный Спутник по Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги», изданном в 1902 году: «1 марта 1868 года была предоставлена концессия на Курско-Харьково-Азовскую железную дорогу С.С. Полякову, учредителю Акционерного общества. Открытие движения последовало 6 июля 1869 года от Курска до Харькова и 23 декабря того же года от Харькова до Ростова… С 1 января 1894 года к ней были присоединены участки бывшей Донецкой дороги: Краматорская-Попасная-Варварополье-Константиновка-Ясиноватая, Ступки-Бахмут и Попасная-Лисичанск. С 1896 года дорога, получившая наименование Курско-Харьково-Севастопольской, состоит из главной линии протяжением 938 верст и следующих ветвей или участков: от Лозовой до Горловки 174 версты, от Славянска до Рапная (Минеральные воды) – 8 верст, от Краматорской до Попасной – 78 верст, от Константиновки до Ясиноватой – 48 верст…За ст. Славянск дорога принимает южное направление, и по пути, со станции Краматорской, вторично вступает в Екатеринославскую губернию…».

Рядом со станцией вырос поселок, который до 1917 года входил в состав Беленьковской волости Изюмского уезда Харьковской губернии.

Прямая и относительно дешевая транспортная связь с рудниками Донбасса и криворожскими месторождениями железных руд создала благоприятные условия для строительства в этом районе промышленных предприятий: «Лиц, занимающихся кустарными промыслами в Харьковской губернии, насчитывается до 1000 человек. Фабрично-заводская промышленность растет, можно сказать, не по дням, а по часам. Для сравнения следующие цифры: в 1895 году фабрик и заводов в губернии было 272 с 16273 рабочих, а в 1898 году зарегистрировано уже 1007 промышленных заведений с 41450 рабочих...».

В 1887 году вблизи станции Краматорская бельгийская акционерная компания «Штерцер и сыновья» построила завод огнеупоров.

В справочнике Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги размещен алфавитный указатель торгово-промышленных фирм и учреждений Харьковской губернии.

В небольшом объявлении Товарищества «Штерцер и К» пишется: «…Принимаются заказы на кирпич для вагранок, доменных, коксовальных печей и прочее. Алебастр (гипс) для штукатурных и лепных работ самого лучшего качества нашего района. Цены умеренные, исполнение аккуратное».

pic_10.04.14_11
pic_10.04.14_11

В 1892 году немецкая фирма «В. Фицнер и К. Гампер», приобрела у местных крестьян земли в районе между притоками Торца – Бычком и Маячкой, начала строительство завода, а в 1896 году предприятие уже выпускало несложное оборудование для железных дорог и небольших шахт. Чтобы обеспечить машиностроительное производство металлом, на заводе построили доменные печи: «…близ Краматоровки Изюмского уезда машиностроительный завод Фицнер и Гампер с числом рабочих 350 человек. Этим же обществом, во второй половине 1898 года, начата разработка железной руды, обнаруженной в Изюмском уезде, с содержанием от 30 до 50% металла; открыто 7 рудников, работает 500 рабочих, за 5 месяцев до 1 января 1899 года добыто более 1 миллиона пудов…».

На базе завода АО «В. Фицнер и К. Гампер» было создано Краматорское металлургическое общество. По данным выписки из «Указателя действующих в Империи акционерных товариществ – об иностранных капиталах в России», Краматорское металлургическое общество основано 15 мая 1899 года, Правление общества находилось в Варшаве. По состоянию на 1901 год основной капитал составлял более 6 миллионов рублей, чистая прибыль за этот год составила – 431 тысячу рублей.

В годы первой мировой войны металлургическое общество активно сотрудничало с российскими оружейными заводами, выполняя на договорной основе многочисленные заказы.

В госархиве области хранится переписка К.М.О. за 1915 год с этими предприятиями. Продукция для оборонных нужд Царской России была очень востребована: «От Заводоуправления Нижегородского военно-промышленного комитета - Настоящим Вам выдается заказ на поставку 40 штук станков специально для фабрикации 3 гранат по французскому способу, по заявленным Вами ценам… ».

pic_10.04.14_12
pic_10.04.14_12

В 20-е годы прошлого столетия, на территории нашей области действовали новые органы власти – Советы, все промышленные предприятия были национализированы. Но мелкое кустарное производство оставалось еще в частных руках. Список владельцев торгово-промышленными предприятиями по Краматорскому району, составленный в 1923 году, подтверждает то, что в это время в районе была развита бакалейная, мануфактурная, мясная, табачная, фруктовая торговля. Также работали ветряные и водяные мельницы, кирпичный огнеупорный завод, открыта столовая, осуществлялась выпечка хлеба.

В декабре 1923 года на заседании президиума Бахмутского окрисполкома заслушивался вопрос об отнесении Краматорска, Горловки и Дружковки к поселкам городского типа. Но фактически вопрос разрешился в феврале 1926 года - на основании постановления ВУЦИКа Краматорск был отнесен к категории поселков городского типа. Статус города областного подчинения Краматорск обрел в июне 1932 года: «…Зважаючи на економічні умови Краснолуцького та Краматорського районів Донбасу,їх велике промислове значення тепер і перспективи дальшого розвитку, Всеукраїнський Центральний Виконавчий Комітет і Рада Народних Комісарів УСРР постановляють: … селища міського типу – Красний Луч та Краматорівку віднести до категорії міст…».

Елена Божко,

Заместитель начальника отдела

использования информации документов

государственного архива Донецкой области

жд вокзал краматорск история жд вокзала краматорска
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии