Людмила САНЖУРА: «О развитии и проблемах малого и среднего бизнеса г. Краматорска»

Из многообразия задач, стоящих сегодня перед налоговой инспекцией, неизменно актуальной остаётся содействие ведению бизнеса. Чтобы в непростых реалиях максимально поддержать субъектов хозяйствования и помочь им сохранить рабочие места, налоговая инспекция с пониманием относится к трудностям и проблемам предпринимателей, предлагая  в рамках существующей законодательной базы  налоговый компромисс и предоставляя отсрочку и рассрочку налоговых обязательств или налогового долга.  

Важным, на мой взгляд, направлением нашей деятельности является предоставление административных услуг и дополнительных сервисов в процессе выполнения плательщиками своих обязательств по уплате налогов и предоставления налоговой отчетности. Краматорчанам уже хорошо известно, что комплекс услуг, которые налоговая инспекция предоставляет гражданам и субъектам хозяйствования, осуществляется через центр обслуживания плательщиков (ЦОП), расположенный в здании ГНИ. Здесь оказываются административные,  консультационные и информационные услуги; принимается отчетность и входная корреспонденция, а также предоставляются услуги бесплатного оформления электронной цифровой подписи.

Среди наших задач – контроль за уплатой налогов, сборов и единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Формат исполнения этой функции состоит в стабильном выполнении бюджетных назначений, в первую очередь,  за счет повышения добровольной уплаты налогов.

Характеризуя состояние городской бизнес - среды, необходимо осветить количественный состав зарегистрированных налогоплательщиков. Так, по состоянию на 1 июня текущего года на учете в ГНИ состоит 7804 плательщика, в том числе 2838 юридических лиц и 4966 физических лиц-предпринимателей. С начала года общее количество зарегистрированных субъектов хозяйственной деятельности уменьшилось на 59 (в основном за счет физических лиц-предпринимателей, что связано с упрощением процедуры отмены госрегистрации, прошедшим недавно на законодательном уровне). В то же время, юридических лиц в городе прибавилось на 116 налогоплательщиков.

Анализ наполнения бюджетов свидетельствует о том, что динамика поступления налогов и сборов устойчиво позитивна. В январе-мае 2015 года от субъектов хозяйственной деятельности города Краматорска  в Сводный бюджет поступило 316,6 млн. грн. (в том числе 135,9 млн. грн. в Госбюджет), что более чем на треть, или на 86,6 млн.грн. превышает поступления предыдущего года. В бюджет города за 5 месяцев текущего года, в сравнении с аналогичным периодом 2014 года налоговых платежей поступило в полтора раза, или на 48,9 млн. грн. больше.

Замечу, что изменилась структура поступлений налогов и сборов по категориям налогоплательщиков: так, если в январе-мае прошлого года 48,8% поступлений в местный бюджет составляли платежи от крупного бизнеса,  то в 2015 году за аналогичный период его вклад в бюджет составил 41,5%. В то же время, доля малого и среднего бизнеса в наполнении местного бюджета возросла с 41% до 47%.

Согласно поданной отчетности за 1 квартал 2015 года по городу объемы реализации товаров, работ, услуг по сравнению с таким же периодом предыдущего  года увеличились на 1,5 млрд. грн.. Безусловно, на этом показателе сказались инфляционные процессы, но всё же его значительный рост внушает определенный оптимизм. Фонд оплаты труда у работодателей города вырос на 167 млн. грн., средняя заработная плата в Краматорске увеличилась на 736 грн., а количество работающих  возросло более чем на 5 тыс. человек.

На первый взгляд, позитивная картина, однако, проводя анализ трудового баланса по данным Государственного реестра физических лиц можно увидеть, что далеко не все жители нашего города трудоспособного возраста получают официальные доходы. Иными словами, около 50% работоспособного населения Краматорска либо не трудоустроены, либо работают нелегально. А значит, налоговой инспекции совместно с другими контролирующими органами предстоит продолжить работу по легализации доходов населения.  При этом убеждена, что есть лишь один путь вывода зарплат из «тени» - безусловное снижение ставки единого социального взноса (ЕСВ) до экономически обоснованного уровня (около 18%) с одновременным повышением ответственности за уклонение от его уплаты. Соответствующие предложения со своей стороны налоговая инспекция уже направила  представителям Верховной Рады  и, будем надеяться, наше мнение будет учтено и вопрос будет рассмотрен на уровне законодательного органа. Мы ориентированы на существенное уменьшение размера ЕСВ, но ожидаем, что и бизнес в случае снижения ставки ЕСВ перейдёт на выплату «белых» зарплат, не лукавя с государством и работниками.

Благодаря открытому диалогу с бизнесом, налоговая инспекция располагает информацией о том, какие проблемные моменты существуют в настоящее время у субъектов хозяйствования в процессе исполнения обязанностей по уплате налогов. Часть из них связаны с не оправдавшимися ожиданиями от принятого  Верховной Радой Украины 2 сентября 2014 года Закона № 1669 «О временных мерах на период проведения АТО» (далее Закон №1669), который предоставил ряд преференций субъектам  хозяйствования, находящимся на территории АТО.

В частности, пунктом 4 статьи 11 «Заключительные и переходные положения» Закона № 1669  было предусмотрено освобождение от платы за  пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности, а также освобождение плательщиков ЕСВ от уплаты единого социального взноса и списание  возникшей у них недоимки как безнадёжного долга.

При этом пунктом 5 статьи 11 Закона №1669 законодатель обязал Кабинет Министров утвердить перечень населённых пунктов, на территории которых осуществлялась АТО.  Как известно,  Кабмин Украины своим распоряжением № 1053-р от 30.10.2014 г. установил перечень  населенных пунктов, т.е. тех, на которые  распространяется действие положений Закона №1669, но позднее распоряжением  № 1079-р от 05.11.2014 г. остановил действие указанного перечня. Хочу прокомментировать, что законность данного распоряжения являлась предметом судебного рассмотрения в апреле текущего года, и постановлениями судов двух инстанций (окружного административного г. Киева и Киевского апелляционного административного судов) оно признавалось недействительным. Однако, 28 апреля суд третьей инстанции – Высший административный суд Украины – своим решением прекратил спор о  законности приостановления перечня территорий зоны АТО до рассмотрения этого вопроса в Конституционном суде Украины. В результате на сегодняшний день перечень остается недействующим

         В связи с этим и у предпринимателей, и у налоговой инспекции существует ряд проблем в практическом применении  указанного Закона, поскольку – без перечня территорий невозможно реализовать освобождение от уплаты единого социального взноса, а также нет возможности не применить штрафные санкции по ЕСВ, равно как и освободить от платы за  пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности.  

Как вариант выхода из сложившейся ситуации, могу порекомендовать налогоплательщикам  воспользоваться своим правом на оформление отсрочки/рассрочки налоговых обязательств или налогового долга в пределах бюджетного года, в соответствии с Налоговым кодексом. Подробные разъяснения по этому и другим возникающим вопросам можно получить в ЦОП в ГНИ г. Краматорска.   Налоговая инспекция нацелена на тесное сотрудничество с общественностью с целью создания благоприятных условий для ведения бизнеса. В частности, учитывая то, что в городе возникают случаи торговли алкогольными напитками и табачными изделиями без приобретения соответствующих лицензий,  в наших ближайших планах -  опубликование списков предприятий и предпринимателей, имеющих действующие лицензии, для выявления совместно с общественностью  недобросовестной конкуренции и нарушений законодательства.

краматорск санжура налоговая бизнес
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии