Задумываемся об экономии лишь после повышения тарифов?

Начало отопительного сезона не за горами, а вместе с ним и квитанции с резко выросшими суммами за отопление. В нынешнем отопительном сезоне Краматорск вновь занял первое место в стране по стоимости отопления за квадратный метр – почти 28 грн. Узнав новую стоимость краматорчане быстро посчитали, что среднестатистической семье, проживающей в «двушке» придется выложить до 1,5 тыс. грн. только за теплые батареи в комнатах. Тем временем, увеличилась стоимость электроэнергии, воды и газа. В конечном итоге, тем, кто не оформил субсидию, вскоре придётся раскошелиться на значительные суммы.

Впрочем, повышение тарифов тоже не панацея. Это демонстрирует тот факт, что поднятие тарифов на тепло быстро «съела» девальвация гривни, и кому это помогло? По логике вещей  повышение тарифов должно было стать первым шагом, за которым последует предоставление реальных возможностей для экономии тепла. Таким примером могут стать Европейский страны, где отказ от дотационных тарифов на отопление произошёл ещё в 90-х. Теперь люди тратят намного меньше, чем тратили до того.

Например,  страны бывшего «соцлагеря» – Польша и Словакия, где большинство домов были построены в 60-70х годах. Это было недорогое жильё, которое массово раздавалось населению. Качество жилья было далеко от идеала – оно потребляло слишком много энергии. Впрочем, в то время больше думали о том, как дать людям крышу над головой, а не о «тепловых мостах» или теплоизоляции. Таким образом, жилые дома в Польше вскоре догнали и перегнали промышленность по потреблению энергии. Когда же стал дорожать газ, то расходы на содержание домов значительно выросли и оплата платежек стала не под силу, - идет речь в аналитическом отчете Информационной кампании «Сильнее вместе!».

 Для решения проблемы правительство создало Фонд термомодернизации и ремонтов, который занялся финансированием комплексного обновления домов. Через эту структуру государство давало жильцам кредиты на модернизацию дома под льготные условия.

 Сумма кредита не превышала 80% от общей суммы расходов на термомодернизацию дома. Деньги выдавались сроком на 10 лет под 6,5-8,5% годовых. Оставшиеся средства жильцы должны были собрать самостоятельно. При этом, государство брало на себя обязательство компенсировать до 20% всех расходов на термомодернизацию дома. Правда, свою часть государство выплачивало лишь только после того, как по итогам проведенного ремонта дом действительно сокращал потребление тепла как минимум на 10%. К слову, чем больше была документально подтверждённая экономия, тем больше полагалась сумма субсидии.

 В тоже время были ужесточены нормативные требования к домам в сфере теплоизоляции и потребления энергии - у каждого дома должен был появиться сертификат его энергоэффективности, т.е. документ, в котором указано, сколько энергии он потребляет. Снижения использования энергоресурсов можно было добиться либо утеплением дома, либо оснащением его дополнительными источниками энергии (солнечные батареи, ветряные генераторы, тепловые насосы). Кстати, при продаже или аренде жилья на этот документ обращают внимание в первую очередь - ведь может оказаться, что выгоднее выбрать квартиру в более дорогом доме, но с меньшими регулярными расходами на отопление.

 По результатам такой реформы уже за первые пять лет работы фонда потребление тепла жилыми домами значительно снизилось.  В качестве примера может послужить город Щецин, где объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) установили терморегуляторы и автоматические балансирующие клапаны на отопительных системах и на трубах с горячей водой, поставили счётчики тепла, модернизировали теплопункты. Вместе с тем были утеплены стены, заменены окна. Такой комплекс энергоэффективных мероприятий позволил сократить потребление тепла на 43% в течение 1998-2004 гг. При этом, за этот период тариф вырос на 50%, но расходы жильцов снизились 16%. Похожая ситуация и в Варшаве - жильцы утеплили стены и чердаки, установили на радиаторах регуляторы, поставили в квартирах счётчики тепла, обновили котлы – и расходы на оплату отопления снизились на 45%.

Аналогичная программа была разработана в Чехии, где государственный фонд принимал заявки от собственников жилья, утверждал проекты модернизации и выдавал деньги. После предъявления всех документов о проведенном ремонте, государство компенсировало до 60% стоимости проекта.

 Прежде чем начинать подобные ремонтные работы, необходимо учитывать тот факт, что нужен энергоаудит. После обследования дома эксперты выдадут заключение, что именно и каком месте необходимо сделать. Сейчас в Украине подобные услуги практически не заказываются собственниками жилья - результатом может стать повышенная влажность в помещении, ухудшение стандартов вентиляции и прочие проблемы. К слову, Эстония прошла через этот негативный опыт, и сейчас там государство субсидирует половину стоимости энергоаудита.

 В Краматорске пока не идет речь о массовом утеплении жилых домов за счет государства или недорогих кредитов. Причем, большая часть многоэтажек находится на балансе горсовета. Более того, даже далеко не каждое жилое многоквартирное строение оборудовано счетчиками тепла. Из-за этого жильцам домов без счетчиков приходится в 1,5-2 раза переплачивать в сравнении с горожанами в домах, которых есть учет теплоносителя. К чему это приводит? У теплоснабжающих предприятий недостаточно стимула для того, чтобы работать над себестоимостью производимого тепла или уменьшать его потери при транспортировке к потребителю. Зачем инвестировать деньги в энергоэффективность, когда абонент будет платить независимо от температуры на улице – хоть +5С, хоть -20С, а 28 грн. с каждого квадратного метра отдай теплопоставщику. Между прочим, страдает от этого и государственный бюджет, которому приходится субсидировать виртуальные услуги теплоснабжения.

 - В нашем доме уже второй год  жильцы занимаются вопросом установки счетчики тепла, - рассказал краматорчанин Сергей Георгиевич. – Проблема в разводке труб, которую необходимо переделать, а ни у жека, на у горсовета на это денег нет. Не готовы вкладывать такие деньги и сами жильцы, хотя с новым тарифом, возможно, что большинство и передумает.

 - Надежда лишь на субсидию, - говорит пенсионерка Светлана Петровна. – Если государство не поможет, то платить за тепло не смогу – пенсии не хватит. О каком утеплении говорите? Окна заклею, поролоном щели заткну и всё. Тут едва на хлеб хватило бы.

 Особо не озабочена энергоэффективностью и местная власть. Несмотря на то, что в отчетах фигурируют довольно-таки солидные суммы, городской и местный бюджеты не финансируют подобные мероприятий. Например, в Краматорске за шесть месяцев 2015 года на энергосберегающие мероприятия в промышленной сфере, в сфере ЖКХ и бюджетной сфере потрачено  почти 700 тыс. евро. Все средства предоставлены в качестве грантового договора с международной  организацией НЕФКО на два проекта: 413 тыс. евро направили на замену всех окон и дверей, а также утепление фасадов в Краматорской Украинской Гимназии, а на 279 тыс. евро произведут установку тепловых насосов в городской больнице №1 и Центре первичной медико-санитарной помощи, заменят двери и окна в детской больнице. Вновь идет речь исключительно об экономии средств на отопление зданий бюджетной сферы, а о кошельке рядовых граждан никто не беспокоится.

 Между тем, краматорчанам предоставили возможность начать экономить на отоплении. Так, государство выделяет средства жильцам как частных, так и многоквартирных домов, которые можно использовать для энергомодернизации многоквартирных домов – речь идет об объединениях собственников многоквартирных домов (ОСМД). Кроме того, можно утеплить частные дома или приобрести негазовые котлы и оборудование для учета тепла, горячей и холодной воды, радиаторов отопления с терморегуляторами (как в квартирах многоквартирных домов, так и в частных домах).

 Государство обещает компенсировать приобретение негазовых колов, материалов и оборудования. При этом, стоимость работ в этот перечень не входит. Для того, чтобы получить компенсацию, необходимо:

 1) Выбрать подходящий товар (негазовый котел, материалы или оборудование), необходимый для проведения энергосберегающих мероприятий;

2) Собрать необходимый пакет документов

3) Получить согласие банка и приступить к реализации проекта;

4) Сделать минимальный взнос и дать подтверждение в банк;

5) После получения кредита предоставить в банк документы, подтверждающие покупку.

 Сумма, полученная от государства, будет зачислена в счет погашения части кредита. Госэнергоэффективность от имени государства осуществляет выплаты компенсаций части кредитов клиентам банка.

 При этом необходимо учитывать, что государство компенсирует:

 - 20% от общей суммы кредита, максимум 5 тыс. грн., - на покупку негазовых котлов;

- 30% от суммы кредита, максимум 10 тыс. грн., - на покупку энергоэффективного оборудования и материалов для частного дома или для квартир в многоквартирных домах;

- 40% от суммы кредита на покупку материалов и оборудования, максимум 10 тыс. грн. на одну квартиру, - для многоквартирного дома.

 Став участником государственной программы, можно снизить теплопотери до 50%, а, следовательно, и затраты на коммунальные услуги.

Но что об этом думают сами жители?

- Наша семья утеплила квартиру три года назад, - отвечает краматорчанин Владимир Юрьевич. – Но в нашем случае речь идет об автономном отоплении, поэтому экономия существенна. А так на доме до сих пор нет счетчика тепла, поэтому подобные инвестиции в энергосбережение дадут прибыть поставщику тепла, а не абоненту.

 - О программе, которую реализовывает Ощадбанк знаю, - говорит житель Краматорска Марк Андреевич. – Но вот воспользоваться ей вряд ли получится. При нынешнем росте инфляции  и низкой оплате труда брать какие-либо кредиты рискованно.

-  Вместо таких сомнительных программ лучше бы навели порядок в законодательстве, - заявил член ОСМД Александр Евгеньевич. – Если не разрешают установку автономок в квартирах, то дайте возможность делать это для домов. Например, мы думали отключится от ТЭЦ и построить автономку на дом, но в таком случае газ для нас будет не по льготной цене, как для коммунальщиков, а как для промышленных предприятий. В таком случае никакой выгоды не получится, или она будет настолько мала, что потраченные средства будут окупаться десятилетиями.

Между тем, общественность требует сделать механизм ценообразования стоимости  тепла прозрачным. Об этом говорит и премьер-министр Арсений Яценюк. По словам главы правительства, правильность тарифов ЖКХ проверят международные аудиторы. По оптимистичным прогнозам расходы на оплату коммунальных услуг могут сократиться на треть. Но ведь это решит проблему лишь до следующего повышения …

Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Изложение
0/12
Актуальность
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов